Требования к оформлению учебных кабинетов
Методические рекомендации
Могилев
2011
(выдержки)
Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету.
Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы. От него зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет.
Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета, – при всем разнообразии вкусов учителей – должно отвечать определенным требованиям.
Для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по предметам после выбора классной комнаты издается приказ по школе о назначении зав. кабинетом, определяются функциональные обязанности.
Зав. кабинетом совместно с администрацией школы производит учет всего имеющегося учебного оборудования и технических средств, предназначенных для преподавания данного предмета, а также мебели и приспособлений, выделяемых администрацией школ для оборудования кабинета. Результаты инвентаризации оформляются актом и заносятся в паспорт кабинета.
Рекомендуется следующее оснащение кабинета:
- классная доска;
- приспособление для демонстрации таблиц и другого наглядного материала на уроке (рейки, стенды, решетки);
- хранилище приборов, раздаточного материала;
- щиты для оформления экспозиций;
- витрины или подставки для книг;
- оснащение рабочего места учителя.
В годовом плане оборудования кабинета предусматривается приобретение учебно-наглядных пособий. Текущим планированием должен быть охвачен также перечень работ по созданию условий для хранения пособий. В текущих планах на каждый новый учебный год планируется систематическое пополнение учебного оборудования: закупка недостающей аппаратуры и мебели, книг, тиражируемых пособий, изготовление самодельных средств обучения.
План оборудования кабинета, рассчитанный на несколько лет, является перспективным.
Для своевременной оценки работы заведующего кабинетом и качества функционирования кабинета проводится его паспортизация.
Цель паспортизации учебного кабинета: проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие с требованиями учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Общие требования к учебному кабинету
1.Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
- приказа о назначении зав. кабинетом, его функциональные обязанности;
- паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов;
- правил пользования учебным кабинетом;
- акта приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию;
- протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год;
- плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу;
- заключения методической комиссии о готовности программных учебно-методических комплексов средств обучения (тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, схемы, таблицы, слайды, планы ответов, памятки и др.) в кабинете к успешному выполнению образовательной программы школы;
- перечня мероприятий по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
- Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:
- оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, подиум);
- наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов, экспозиций (по плану работы кабинета).
I. Требования по организации безопасных условий труда, охране труда (ОТ) и помещениям кабинета физики.
- Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями. Демонстрационным столом, шкафами для хранения учебного оборудования для лабораторных и практических работ. В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования и универсальный стол-верстак. На передней стене лаборатории должна быть закреплена классная доска и проекционный экран. Под классной доской могут быть размещены ящики для таблиц, а между ними – панель с классными чертежными инструментами. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и обучающихся. В передней части лаборатории, на подиуме должен быть установлен демонстрационный стол с подводкой электрической сети. Рядом с демонстрационным столом должен быть расположен стол учителя.
- Расстановка мебели должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов.
- Естественный свет должен падать с левой стороны от учащихся, наименьшая общая искусственная освещенность на уровне столов должна быть не ниже 300 лк при люминесцентных лампах. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
- Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
- Расположение электрощита и «устройства защитного отключения» должно давать учителю возможности быстрого отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение – слева или справа от классной доски.
- Кабинет оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, инструкций по правилам безопасности труда для учащихся.
- Кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Запрещается подавать на рабочие столы напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока. Электрооборудование кабинета с напряжением питания свыше 42 В переменного и 10 В постоянного тока заземляют.
- Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящиком с песком, плотной мешковиной, углекислотным или порошковым огнетушителем.
- Соблюдение требований при работе с химическими веществами. Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом шкафу под замком, жидкие реактивы – в тонкостенных, твердые – в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд имеет четкую этикетку.
- Соблюдение требований безопасности при работе с аккумуляторами.
- Соблюдение требований безопасности при работе с проекционной аппаратурой (защитное зануление аппарата, наличие свободных выходов и проходов, наличие у кинодемонстратора удостоверения и талона пожарной безопасности, соответствие проводки требованиям Правил устройства электроустановок ПУЭ).
- Защита радиаторов и трубопроводов отопительной, газовой и водопроводной систем диэлектрическим ограждением.
- Пребывание учащихся в кабинете физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя.
- Наличие инструкций (инструкции утверждаются приказом по школе и решением профсоюзного комитета):
- по организации безопасных условий труда во время практических занятий в кабинете физики;
- по охране труда при работе с химическими веществами;
- по охране труда при работе с проекционной аппаратурой;
- по охране труда при подготовке и выполнении демонстрационных опытов;
- по электробезопасности;
- по безопасному обращению с газом;
- по охране труда при работе с аккумуляторами.
- Журнал учета инструктажа по безопасности учебного процесса.
- Журнал учета инструктажа учащихся при выполнении внешкольных занятий.
Оборудование, которым комплектуется кабинет физики, должно обеспечивать два вида физических демонстраций для классов, изучающих физику на базовом уровне:
- демонстрационный эксперимент (оборудование для таких экспериментов определяется из расчета одного комплекта на кабинет и предназначено для использования учителем);
- фронтальный ученический эксперимент, имеющий безусловный приоритет с точки зрения современной методики преподавания естественнонаучных предметов. Приборы и оборудование для таких экспериментов приобретается из расчета одного комплекта на двух учащихся.
- Технические средства обучения:
- персональный компьютер;
- телевизор;
- видеоплеер;
- диапроектор;
- графопроектор;
- экран настенный.
- Комплект электроснабжения кабинета.
- Приборы для демонстрации опытов:
- общего назначения;
- по механике;
- по молекулярной физике;
- по электричеству;
- по оптике;
- по квантовой физике.
- Компьютерная измерительная система.
- Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инструменты.
- Экранно-звуковые средства:
- транспаранты для графопроектора;
- диапозитивы;
- диафильмы;
- видеофильмы.
- учебники;
- задачники;
- дидактические материалы;
- справочная литература;
- статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
- печатные пособия
- таблицы;
- плакаты;
- раздаточные материалы.
Оборудование астрономического уголка в кабинете физики.
В астрономическом уголке должны быть следующие учебные пособия:
- оптические инструменты для наблюдения небесных тел (теодолиты, телескопы, бинокли);
- модели для демонстрации внешнего вида небесных тел и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной системы и т.п.);
- демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны, таблицы, портреты);
- печатные пособия для индивидуальных занятий (ученические карты звездного неба, звездные атласы, астрономические календари и т.д.);
- экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кинофрагменты).
Приложение
ПАСПОРТ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
1. Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом ____________________
2. Фамилия, имя, отчество лаборанта ________________________________
3. Класс, ответственный за кабинет _________________________________
4. Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете __________________________
Урок | Дни недели | |||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | |
|
||||||
|
1. Параллели, для которых оборудован кабинет________________________
2. Площадь кабинета______________________________________________
3. Число посадочных мест__________________________________________
ОПИСЬ
имущества и документации кабинета № _____
План работы кабинета № _____на ______\________ учебный год
имущества и документации кабинета № _____
№ п\п | Наименование имущества | Количество |
1 | Учительский стол | |
2 | Учительский стул | |
3 | Парты одноместные | |
4 | Парты двуместные | |
5 | Стулья ученические | |
6 | Шкафы | |
7 | Доска | |
8 | Доска магнитная | |
9 | Ящик для хранения печатных пособий | |
10 | Тумбочка | |
11 | Карнизы | |
12 | Шторы | |
13 | Подставка для цветов | |
14 | Трибуна | |
15 | Стенды | |
16 | Зеркало | |
17 | Декоративные цветы | |
18 | Подставки для книг | |
19 | Экран | |
20 | Часы | |
21 |
План работы кабинета № _____на ______\________ учебный год
№ п\п | Что планируется | Сроки | Отметка об исполнении |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 |
Перспективный план развития кабинета
№ п\п | Что планируется | Сроки | Ответственный | Результат |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 |
Занятость кабинета № _________ на четверть
1. Расписание уроков
Урок | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | ||||||
учитель\ класс |
учитель\ класс |
учитель\ класс |
учитель\ класс |
учитель\ класс |
учитель\ класс |
|||||||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 |
2. Индивидуальные занятия (школьный компонент)
Класс | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота |
3. Факультатив (школьный компонент)
Класс | Название факультатива |
Время работы |
|||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | ||
4. Кружки
Класс | Название кружка |
Время работы |
|||||
Понеде льник |
Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | ||
Учебно-методическая и справочная литература
№ п\п | Название | Автор | Издательство | Год издания | Кол-во экз. |